Странные песни
В послевоенные годы возобновляется давление официальной политики и идеологии в широкомасштабных кампаниях по борьбе с формализмом и космополитизмом. Волна арестов не миновала и многих деятелей культуры, преимущественно еврейской национальности. Джаз, всегда подвергавшийся жесткой критике, теперь исключается из официальной культуры. Одни джаз-оркестры (О. Лундстрема, А. Цфасмана, Э. Рознера) расформировываются, другие (оркестры Л. Утесова, Б. Ренского, Д. Покрасса), идеологически скорректировавшие свой репертуар, вынуждены исполнять эстрадную
и так называемую «псевдоджазовую» музыку. Только после смерти Сталина советский джаз начинает обретать относительно свободное развитие.
Песни послевоенного времени (второй половины 40-50-х годов) в официальной советской культуре тематически традиционны и идеологически однополярны, как и прежде. Но, как и прежде, рождаются песни - образцы советской песенной культуры, такие как «Где же вы теперь, друзья-однополчане?» (В. Соловьев-Седой - А. Фатьянов), «Подмосковные вечера» (В. Соловьев-Седой - М. Матусовский), «Что так сердце растревожено» (Т. Хренников - М. Матусовский), «Три года ты мне снилась» (Н. Богословский -А. Фатьянов), «Дороги» (А. Новиков - Л. Ошанин) и мн. др.
Времена хрущевской «оттепели» (с середины 50-х до середины 60-х годов) в социокультурном плане отмечены ослаблением влияния тоталитарного режима на индивидуальный процесс художественного творчества. В исторических условиях разоблачения культа личности, возвращения репрессированных из тюрем и ссылок, восстановления международного культурного обмена, вступления человечества в космическую эру песенная культура начинает бурно эволюционировать. Жанровые самоповторения, засилье номенклатурно-партийной тематики с фальшиво-официальной патетикой закономерно вызывали беспокойство о возможной утрате лучших песенных традиций и возникновение дискуссий о поисках новых форм в начале шестидесятых. Советская массовая песня, с 1929 по 1956 годы доминирующая в официальной культуре и транслирующая идеи общества в целом, теряет свое ведущее положение. «Искусство преодолевает ограниченность тематики и её ортодоксальную интерпретацию» [14]. Возрастает интерес к индивидуальному, личному; все более условными становятся границы между массовой и эстрадной песней. Рождение нового типа гражданственно-публицистических песен с высказыванием от первого лица, возвращение после тридцатилетних гонений городского романса, формирование авторской песни (через студенческую и самодеятельную), преобладание танцевальности (твист, вальс), возникновение так называемой «дворовой лирики» - только некоторые
особенности развития песенного жанра 60-х. Флагманы жанра - композиторы разных поколений: А. Бабаджанян, В. Баснер, В. Гаврилин, Е. Жарковский, Э. Колмановский, В. Мурадели, А. Новиков, А. Островский, А. Пахмутова, А. Петров, В. Соловьев-Седой, М. Таривердиев, С. Туликов, О. Фельцман, Я. Френкель, Т. Хренников, А. Эшпай и др. В авторской песне -это М. Анчаров, Ю. Визбор, В. Высоцкий, А. Галич, Н. Матвеева, Б. Окуджава и др.
В брежневский период правления (вторая половина 60-х-80-е годы) советская песенная культура бытовала в условиях усиления влияния цензурного пресса, расширяющегося международного сотрудничества, отлаженной системой концертно-гастрольной деятельности (Госконцерт, Союзконцерт), роста оппозиционных настроений в обществе. Отсюда - бурный рост официальной профессиональной и самодеятельной культуры и одновременно неподцензурной культуры в виде многообразных течений: протеста на ограничения авторской песни в виде «магнитофонной революции», развития рок-культуры, выхода в свет тюремно-романтической и эмигрантской лирики и т. д. С течением времени происходит взаимопроникновение этих культур.